Run Flat резина — что такое «безопасная шина», технология, характеристики, преимущества, маркировка

Все новости arrow
08.07.2024

Содержание:

  1. Как появилось название Ранфлэт
  2. Особенности технологии
  3. Виды покрышек Run Flat
    1. Несущие
    2. Самогерметизирующиеся 
    3. Поддерживающие
  4. Преимущества и недостатки
  5. Маркировка, сезонность
  6. Рекомендации производителей и правила эксплуатации
  7. Признаки прокола шин Run Flat

 

Если вам приходилось менять спущенное колесо на обочине оживленной трассы, то наверняка возникало желание найти неубиваемые покрышки. Эту проблему решает резина Run Flat, которая позволяет двигаться на проколотых шинах и не опасаться резкой потери давления. Технология применялась с конца 1980-х, но не нашла широкого применения из-за высокой цены, а также сложности шиномонтажа. В начале 2020-х она переживает второе рождение. Почти каждый крупный производитель покрышек предлагает оригинальную разработку по линии безопасных шин Ранфлэт.

Как появилось название Ранфлэт

Первые попытки создать шину, которая не боится проколов, инженеры-конструкторы делали еще в первой половине XX века. Она могла бы заменить камерные покрышки, но со временем производители перешли на выпуск более удобных и надежных бескамерных моделей. Тем не менее, в конце 80-х годов к этой идее вернулись. Патент на оригинальную разработку получила компания Dunlop. 

Прямой перевод RunFlat на русский невозможен, так как это сокращение от фразы «run on flat», которая означает «бег на плоском». Технология позволяет колесу сохранить геометрию, несмотря на падение давления воздуха внутри. При этом борт шины остается прикрепленным к краю обода, даже когда он спущен. Таким образом предупреждается повреждение колеса: после прокола можно проехать еще около 80 км, но нельзя разгоняться выше 80 км/ч.

С практической точки зрения, Run Flat что означает на резине — это усиление боковины, которое помогает сохранять форму.

Особенности технологии

Что такое технология Run Flat лучше всего объяснят шиномонтажники. Такие шины пригодны к эксплуатации даже в экстренных ситуациях, когда нет места для остановки, чтобы заменить колесо, некогда этим заниматься или нет запаски. Благодаря значительно усиленным боковинам Ранфлэт могут выдерживать вес автомобиля, предупреждая защемление боковой части шины между дорогой и ободом. Обычные покрышки в такой ситуации сильно повреждаются, на них образуются грыжи, разрывы.

Резина Ранфлэт отличается по составу от бескамерных покрышек. Она более жесткая, у нее проще рисунок протектора, выше шумность, чем у традиционных моделей. Если у автомобиля нет технологичной пневмоподвески, комфорт движения заметно снижается. 

Важно: благодаря тому, что при падении давления в шинах RFT, они сохраняют форму и рабочие характеристики, их называют шинами нулевого давления. Однако, в нормальном состоянии в них тоже поддерживается 2,0-2,8 атмосфер в зависимости от сезона, как и в традиционных бескамерных покрышках. 

Колесное ателье

В случае повреждения покрышек происходит разгерметизация. Производители указывают допустимую максимальную скорость, а также запас хода в случае повреждения. Если автомобиль оснащен оригинальными шинами Run-Flat, допустимую дистанцию и максимальную скорость можно найти в руководстве по эксплуатации вашей машины. 

Для оснащения авторезиной RFT требуется устройство контроля давления в шинах. Водителю очень важно заметить, когда колесо начинает сдуваться, поэтому такая проверка обязательна. Технология Ранфлэт рекомендуются для автомобилей, оснащенных таким оборудованием заводского производства. В других случаях, автопроизводитель указывает совместимость модели с этим типом шин. 

Виды покрышек Run Flat

Компания Dunlop первой запатентовала технологию, однако со временем другие разработчики предложили свои варианты резины нулевого давления. Принято выделять три принципиально различающиеся конструкции: несущие, самогерметизирующиеся и поддерживающие шины Ранфлэт. 

Несущие

run-flat.jpg

Боковины таких покрышек имеют резиновое усиление каркаса, которое помогает смягчить потерю давления. Борт шины, который прочно прилегает к ободу, также усилен. Примененные решения делают внезапную потерю давления практически незаметной для водителя. Отсюда необходимость в датчиках давления. Именно эту конструкцию называют «резиной нулевого давления». 

Этот вариант производится из термостойких сортов компаунда. Рисунок протектора отличается наличием усиленных продольных ребер. Таким образом обеспечивается надежное сцепление с дорогой, а также способность шины удерживаться на диске при потере давления.  Для установки на авто необходимо наличие не только системы контроля давления, но и поддержания курсовой устойчивости.

Самогерметизирующиеся 

samogermetiziruyushchiesya-run-flat.jpg

Такие шины с внутренней стороны имеют дополнительный герметизирующий слой. Он сделан из материала, который может быстро затянуть небольшие проколы. В случае повреждения этот уплотнительный слой помогает стабилизировать уровень давления.

Самогерметизирующиеся шины существенно тяжелее стандартных (на 15-20%), а это приводит к проблемам с балансировкой колес. Поэтому данная технология не нашла более широкого применения. 

 

Поддерживающие

podderzhivayushchie-shina.jpg

Это технология, которая предполагает использование специального кольца внутри покрышки. В случае потери давления это кольцо выполняет роль несущего, а также предотвращает соскальзывание шины с обода. Такая шина почти не отличается от обычной, но при проколе дает время и возможность спокойно доехать до шиномонтажного сервиса.

Для установки поддерживающих шин нулевого давления нужны литые диски особой категории. Монтаж колеса выполняют только в специализированном дилерском автосервисе.

 

 

 

Преимущества и недостатки

Самым большим преимуществом технологии является безопасность. Даже при резком падении давления, а таем более при постепенном снижении, вы продолжаете уверенно вести машину и управлять ею. В обычных шинах внезапная потеря давления или прокол могут подвергнуть водителя опасности, особенно на высокоскоростных трассах. С шинами Run Flat безопасность гарантирована. Вам не придется останавливаться в опасных местах, таких как мосты, обочины шоссе, туннели, или посередине полосы движения. У технологии много плюсов:

  1. Комфорт — При использовании шин RFT вам не нужны запасные колеса, что увеличивает объем багажника (до 80 литров дополнительного места). 
  2. Снижение расхода горючего — Отсутствие запасного колеса делает автомобиль легче, что позволяет экономить на топливе. 
  3. Сохранение мобильности — Вам не придется ожидать на обочине, когда до вас доберется эвакуатор или рисковать штрафом за стоянку в неположенном месте. 

 

С шиной Run-Flat вы сможете преодолеть большее расстояние, чем с запасным колесом. Это не означает, что можно бесконечно продолжать движение на спущенных покрышках, но до сервиса вы доедете спокойно и в удобное для вас время.

У технологии есть ряд недостатков, которые препятствуют тому, чтобы Ранфлэт полностью вытеснили традиционную резину. Прежде всего, они стоят дороже стандартных, и в случае прокола отремонтировать их не получится. Для замены вам придется обратиться в шиномонтаж. Благодаря жесткости усиленных боковин покрышки, ездить на шинах RFT менее комфортно, чем на обычных, но разница все равно незначительна.

Маркировка, сезонность

Каждая шина имеет специальную маркировку на боковине, которая указывает размер, производителя, модель, DOT, сезон и другие технические детали. Шины Ранфлэт имеют еще одну специальную отметку, которая указывает на их особую конструкцию. Что означает Run Flat в маркировке шин, понятно без расшифровки, но многие производители используют оригинальную аббревиатуру:

  • Dunlop — DSST;
  • Michelin — ZP;
  • Bridgestone, Firestone — RFT;
  • Goodyear - ROF (RunOnFlat) или EMT;
  • Continental — SSR;
  • Pirelli — K1, K2, KA, KS Run Flat.

 

Маркировка указывается на боковине, рядом с другими отметками, позволяющими считывать характеристики шины (габариты, индекс нагрузки, индекс скорости). В ассортименте покрышек нулевого давления есть сезонные модели (зимние, летние, всесезонные), а также модели для разных типов кузова (городские, внедорожные, скоростные). 

Что такое Run Flat в летней резине — особый рисунок протектора и конструкция боковых блоков препятствуют возникновению эффекта аквапланирования, повышенная жесткость улучшает управляемость и сцепление с дорогой. При движении на проколотых колесах по плохой дороге (ямы, грунтовка) или с большим грузом ресурс покрышки снижается из-за повышения температуры. 

Зимняя резина Run Flat из-за жесткой структуры менее комфортна, но снабжается шипами для улучшения сцепления на обледенелой или заснеженной дороге. Модификаторы в составе компаунда обеспечивают стабильное качество управления в любых условиях.

Рекомендации производителей и правила эксплуатации

Чтобы максимально использовать преимущества шин Run Flat, придерживайтесь рекомендаций производителя:

Автомобиль, на котором установлены шины Run Flat, должен быть оборудован исправными датчиками давления воздуха в колесах. Без них очень сложно вовремя обнаружить проблему.

Машины должны быть специально адаптированы под эти покрышки. Компоненты ходовой части (например, BMW использовала более мягкие настройки подвески) и вспомогательные системы (ABS, системы контроля устойчивости, удержания в полосе) проектируются и калибруются для работы только с шинами этого типа. 

Установка нештатных шин на автомобиль, подходящий для Run Flats, приведет к непредсказуемому поведению на высоких скоростях. С другой стороны, монтировать резину нулевого давления на неприспособленную для этого машину также опасно. Только автомобили, оснащенные системой контроля давления (SSPP или TPMS), видимой на приборной панели, могут быть оснащены шинами RFT.

Устанавливайте покрышки Run Flat только в специализированных шиномонтажных сервисах. Самостоятельная замена подручными средствами, без специальных инструментов, может привести к повреждению боковины или борта шины. Это грозит разрывом шины на высокой скорости и, как следствие, возникновением опасной ситуации на дороге.

Производители не советуют превышать максимальное расстояние (80-100 км), которое проходит их продукция после прокола. Однако в исключительных обстоятельствах они могут проехать еще много километров. При низких температурах, после снижения скорости до 50 км/ч, запас хода этой шины увеличивается на 50% по сравнению с обычными условиями.

Некоторые производители допускают ремонт пробитых колес Run Flat. Однако следует помнить, что после ремонта запас хода в случае нового прокола сократится до десяти-двадцати километров.

Что делать, если резина проколота? Если вы заметите, что давление падает, как можно скорее повторно накачайте поврежденную покрышку, например, на ближайшей заправке. Давление в Ранфлэт падает медленно, а накачивание колеса снизит риск необратимого повреждения шины.

Часто у автовладельцев возникает вопрос, резину Run Flat поставить вперед или назад? Специалисты не рекомендуют ставить разные типы покрышек. На авто форумах водители отмечают (со ссылкой на личный опыт), что установка RFT назад в сочетании с обычной резиной спереди позволяет сохранить хороший уровень управляемости. 

Признаки прокола шин Run Flat

Несмотря на контроль и сообщения датчиков, стоит запомнить признаки того, что покрышки нулевого давления спускают воздух:

  1. автомобиль слегка тянет в сторону поврежденного колеса;
  2. усилился шум колес при движении;
  3. появилась вибрация или пульсирование на скорости выше 90-100 км/ч;
  4. необходимо большее усилие для поворота руля (в случае прокола переднего колеса).

 

Если стало ясно, что покрышки (или одна из них) проколоты, не стоит торопиться. Плавно снизьте скорость до рекомендованных величин и двигайтесь дальше. Избегайте резких торможений, ускорения и рискованных маневров с быстрым перестроением из ряда в ряд. У вас достаточно ресурсов, чтобы добраться до места, где вам профессионально помогут починить или заменить колесо.